Предполагалось, что применяя имеющиеся у нас методы исследования мозга помогут заглянуть в механизм формирования видения в условиях отсутствия органа зрения. Группа под руководством В.М. Бронникова прибыла в Санкт-Петербург и с февраля месяца начала работы по формированию видения (зрения) у Ларисы Павловой. Я присутствовала практически на всех занятиях с Ларисой... Формирование видения проходило в три стадии, было на редкость последовательным, логическим и отработанным. Стадии включали обучение целенаправленному контролю собственной энергии (I), формирование внутреннего (II) и внешнего (III) видения. Формирование видения у Ларисы не окончено, оно продолжается, но уже имеющиеся результаты обучения по методу В.М. Бронникова позволяют говорить о полной реальности формирования зрения у лиц, его лишенных. Напомню, как указывалось, глаза у нее полностью отсутствуют..."
Думаю, многие, после прочтения заинтересовались дальнейшей судьбой Ларисы Павловой. Как сложилась ее жизнь? Смогла ли она преодолеть психологические проблемы и продолжить заниматься "прямым видением"? И, конечно, каких достигла результатов на текущий 2021 год?
С помощью интернета я попыталась найти ответы на эти вопросы.
Источник http://www.broncapital.ru/index_page_257.html
"ПРЯМОЕ ВИДЕНИЕ - НОВОЕ СВОЙСТВО ЧЕЛОВЕКА" - доклад В.М. Бронникова на Всемирном Конгрессе "Итоги тысячелетия", ноябрь 2000г. Санкт-Петербург.
...В течение трех месяцев на основе специальных упражнений «Прямого видения» проходило обучение Ларисы, она училась заново видеть окружающий мир. В настоящий момент периодические сбои ее видения окружающего мира связаны с ее психологическими проблемами, которые постепенно отходят на второй план, и сейчас она уже способна различать предметы, цвета, учиться ориентироваться в пространстве.
Основными достоинствами достигнутого результата в человеческом измерении является способность обрести уверенность, реальность видения окружающего мира и преодоление страха. Это позволяет изменить существование Человека, открыть возможности полноценной Жизни.
Необходимо заметить, что у каждого человека слепого от рождения или потерявшего зрение способность видения формируется с разной скоростью от нескольких месяцев до нескольких лет.
Основным препятствием, чаще всего является психическое нарушение. Важно учитывать тот момент, когда у Ларисы существовала психологическая проблема, связанная с ее религиозным мировоззрением. Она беспокоилась, что при открытии ей способности видения такой дар произойдет от Божественного, или ниспослан дьявольским искушениям?
В ходе ежедневных самостоятельных упражнений, схожих по нагрузке и объему с обычными школьными домашними занятиями она призналась, что ее беспокойства было напрасными. Оказалось, что способности видения у себя Лариса развивает сама, инструктора ей подсказывают и помогают подобно водительским упражнениям (ученик является водителем, сам направляет процесс).
Я надеюсь, что у Ларисы достаточно усердия и терпения в дальнейшем развитии «Прямого видения», и Лариса приобретет навыки ведущего специалиста, что поможет многим слепым людям на личном ее примере приобрести способности в программе реабилитации..."
Источник http://elkin52.narod.ru/gipotesa/metod.htm
" ...Отзыв о методе В.М. Бронникова Владислава Максимовича Павлова.
Моя дочь Лариса потеряла зрение 23 сентября 1981 года и с тех пор мы постоянно думали о том, чтоб хотя бы как-то реабилитироваться к окружающей среде, приобрести навыки необходимые для жизни. О восстановлении же зрения после многочисленных консультаций со специалистами офтальмологами мы перестали и мечтать, хотя желание видеть у Ларисы не пропадало.
Настроение у мены и Ларисы поднялось уже сразу же после решения восстановить зрение у Ларисы по методу В.М. Бронникова, а после нескольких занятий появились объективные изменения у Ларисы (изменилось настроение, цвет лица, появилась уверенность в движениях, в осанке, появились положительные изменения в энцефалограмме мозга). Занимаясь с Ларисой упражнениями и присутствия на занятиях Ларисы с Вячеславом Михайловичем и Любовь Юрьевной я замечаю постоянный рост уровня энергетики у Ларисы, соответствие возникающих у Ларисы ощущений предусмотренными полнотой занятий, появилась уверенность в благополучии завершения дела.
В.М. Павлов
Отзыв о занятиях по методике В.М. Бронникова
Павловой Ларисы Владиславовны
1 ступень
Диагноз: Травматологический двухсторонний анофтальм.
Проведено протезирование обоих глаз.
"Я знала, что буду видеть". Я всегда считала, что любая жизненная ситуация дается не просто так, а ради решения какой-то проблемы, человек должен что-то изменить в своем отношении к жизни, к миру, к себе. То есть неправильное сознание влияет на физическое здоровье. Научиться решать проблемы я бы хотела больше с духовной точки зрения, как-то помогать людям, Душе, сознанию, понимая проблему находить выход из сложившейся ситуации.
"Мне кажется, что каждый человек может быть здоровым, не зависеть от существующих болезней".
Я с детства чувствовала какую-то избранность, только не могла понять в чем она выражается. Учительница в школе как-то сказала, что у меня трагическая судьба. Я тогда удивилась - в детстве я не чувствовала трагизма. Я считаю, что Бог детей хранит, и они не осознают каких-то вещей.
Это последние годы были такими тяжелыми, когда действительно чувствовалось больше не избранничество, а трагизм. Сейчас я опять считаю: плохое уже позади, впереди должно быть только хорошее.
При встрече с В.М. Бронниковым я сразу почувствовала, что скоро будут перемены. Что надо становиться более взрослой. Что хватит накапливать отрицательный опыт, пора переходить к более сознательному построению судьбы. При этом как бы почувствовала, что эти мысли не от меня. Но все равно для меня это случилось неожиданно.
У меня чувство, что я все годы пыталась, из чего-то вырваться и у меня это не получалось. А сейчас, я чувствую, что идет процесс оздоровления, когда я себя по-другому начинаю осознавать и вырываюсь из страхов, недоверия - того, чем жила раньше.
У здоровых людей интересы направлены на житейские "проблемы", и только когда жизнь "придавит" - начинают заниматься собой.
Сейчас жизнь многих ставит в сложные ситуации, и сейчас все в состоянии поиска и в политике и в искусстве, в церкви.
Сейчас мне не страшно решать свои проблемы, я чувствую, что я их решу, я не одна, и не боюсь где-то ошибиться, что будет больно. Я убеждена, что все будет хорошо, сомнений нет, просто нужно немного времени.
И сегодня я готовилась к занятиям, очень переживала, я вообще всего боюсь.
Я стала внутренне больше доверяться миру, и не только миру - людям. Сами занятия мне все больше нравятся. Подход Вячеслава Михайловича к жизни нравится, то что он говорит мне - это очень близко.
И вообще мне нравятся наши занятия с энергетикой, с биокомпьютером и раз от раза все больше и больше. После занятия очень приятная усталость. Я просыпаюсь с очень хорошим настроением. Я стала спокойнее, все тревоги уходят.
Меня еще очень удивляет, что людям, с которыми я общаюсь, большинству было удобно, что я тихая, безответная. А здесь, наоборот, меня именно учат быть человеком, активным лидером, и наоборот ругают, что я тихая. Это для меня настолько новое и настолько удивительно.
Мне кажется, что было бы тягостно уметь-то, что не могут другие: одному хорошо, а другому плохо. А тут можешь это хорошее отдавать.
При выполнении упражнений первое время после "тяжести" ощущались состояния подавленности, дискомфорта. А при "легкости" - спокойствие и радости.
При вертикальной прокачке яркие ощущения перемещения энергии.
При диагностике, которую проводили эксперты - четкие ощущения давления в затылке и крестце, затем ощущения перемещения по телу. Давление в глазах и по нервам в затылке. После диагностики пришло ощущение полноты и уравновешенности.
При всплеске сначала выходит ощущение энергии, а через несколько секунд чувствуется давление и спазмирующие движения в глазах.
При занятиях нагрузка физическая приятна, затем прилив сил. Особенно на первых занятиях это поражало: подъем сил, казалось, что еще море дел можно сделать.
Сон улучшился. Раньше была большая проблема; если днем поспала, то ночью уже не могла уснуть. Еще мне сложно сидеть прямо. А ходить мне стало легче, голову стала поднимать, плечи расправились.
На занятиях сначала несколько дней я не чувствовала ничего. Я верила, что это будет; я просто занималась. Постепенно стали нарастать ощущения энергии, я прикладывала усилия и чувства появились. Была усталость в первые дни.
Раньше меня беспокоила общая слабость. Пониженный тонус как эмоциональный так и физический. Особенно последнее время перед занятиями. Все силы уходили только на работу.
Я чувствовала раньше неповоротливость мозга, сознания - сейчас этого меньше. Мозг стал более подвижен, от "легкости" появляется радость, приятные ощущения. Удивительно, что упражнения просты и в тоже время эффективны.
После занятий - есть ощущения шевеления в голове. После прокачки головы появляется легкость, ясность.
Сама работала - появилась боль в шее, плече, плечевом суставе - потом прошла.
"Энергия стала лучше слушаться".
Это очень здорово, что можешь все сделать сама, а не ждать пока кто-нибудь сделает. Есть доверие к будущему, что оно будет очень-очень хорошим и интересным.
Рассказ Ларисы Павловой о работе с биокомпьютером
В один из первых дней, когда мы стали работать с биокомпьютером и переходить к третьей ступени, смотрели фигурки и фломастеры разных цветов - компьютер показывал цвет четко, ярко и уверенно. Я чувствовала по силе уверенности, когда он правильно показывает цвет. И даже потом он вошел во вкус и цвет показывал еще до того, как фломастер ставили передо мной, уже тогда когда его только брали в руки.
Однажды был такой яркий момент, когда я просила показать у компьютера время, он показал настолько четко и уверенно, но с разницей в один час. Было ощущение, что он просто подсмотрел на часах, которые лежали рядом.
Тоже был такой интересный момент, когда смотрела чашку, на которой была надпись, и четко показал, где какая буква находится, хотя не хватало еще яркости изображения.
Похожий случай был в Феодосии, когда мы рассматривали картины на Вернисаже. Мне рассказывали, что изображено на картинах, и я показывала, где я это вижу, какого размера картины. И это было практически без ошибок. Интересна была реакция людей, которые находились в этот момент рядом: они охотно включились в работу, хотя вряд ли понимали, о чем идет речь, но так охотно мне рассказывали тоже, что изображено, какого цвета. На Вернисаже я рассматривала ракушки, изделия из глины, дерева и камни. Компьютер давал четкое, яркое изображение.
Там же в Феодосии я с компьютером рассматривала фонтан с цветомузыкой. Было интересно, как компьютер показывал цвета фонтана. Сама я не представляла, как может выглядеть цветной фонтан. И было очень интересно: такие разноцветные пятна в разных местах.
Следующий интересный момент. Я также видела, когда была гроза, всполохи молнии. И это соответствовало действительно тем моментам, когда сверкала молния. Во время празднования Дня города в Феодосии был салют два дня подряд. Один день я смотрела салют, находясь в помещении. Было очень яркое такое изображение. Не знаю, насколько соответствовало действительности, но такое яркое, четкое, красивое. А другой салют я смотрела на улице - оно было даже менее ярко, чем на кануне в помещении.
Часто компьютер сам показывает цвет предмета, когда я не знаю, какого он цвета. Например, покрывало дивана - он показал, что оно красное. Когда мы сидели на набережной около каменной клумбы с цветами, мне было интересно, какого камень цвета, и, по моим представлениям, камень должен быть каких-то серых тонов. А компьютер показал - розового цвета. Так и оказалось в действительности.
При самостоятельных занятиях, когда я рассматриваю одежду, предметы, компьютер часто правильно показывает цвета. Например, какого цвета рубашка, даже показывает, что она в клеточку. Конечно, день на день не приходится - процесс правильных ответов бывает разный, я считаю, это связано с моим эмоциональным и физическим состоянием.
Однажды был такой очень яркий день, ну так все очень было замечательно, ярко. И был интересный момент, когда выполняла упражнение с движущейся рукой: я должна следить за движением руки человека и говорить, где она находится. Мы сделали точно так же, только в руке человек держал пластмассовую ярко - желтую баночку и медленно двигал рукой вправо - влево, вверх - вниз. И я даже чувствовала движения в голове и видела на экране такое яркое желтое пятно, как оно передвигается. То есть так очень ярко. И в этот же день мы рассматривали шторы - они такие очень пестрые, с разными изображениями: облака, солнце, какие-то пляжные пейзажи - и яркие разные цвета: красный, желтый, синий - компьютер тоже хорошо показывал и лучи солнца, и где какого цвета я вижу пятнышко. Если просили показать, допустим, облако, то он находил достаточно четко его. И в этот же день мы пошли гулять и проходили мимо курицы. Она закудахтала, и возникло такое яркое изображение белой курицы. Только было немного странное изображение: необычная курица с перьями, а как бы она из глины вылеплена и такая белая, гладкая, округлая и очень яркая.
В первые дни, когда мы приехали в Феодосию, на всплеске эмоций после первых самых ярких впечатлений - море, новый город, новые люди, яркое солнце - компьютер очень ярко показывал цвета. Особенно запомнились абрикосы, что они такие оранжевые, яркие. Показывал цвет моря, когда купались в море, блики солнца на воде, какие-то оттенки. То есть может не хватало где-то яркости, но четко различала, что вот это - волна, вот это - песок. И цвет моря - где-то желтые блики, где-то больше синего, зеленого, так очень интересно, очень ярко и красиво. Цвет казался очень таким красивым.
При работе компьютер часто сам показывал цвет предмета. К примеру, я беру в руки посуду такого яркого, как правило, красного или желтого цвета, и сразу появляется цвет. Возникает четкое изображение рук, когда я что-то делаю: ем или посуду мою. Стало появляться изображение ногтей, пальцев.
И еще до поездки в Феодосию, когда мы занимались в Ленинграде и рассматривали колечки, меня попросили сосчитать, сколько там в виде цветочка. И я увидела пять с половинкой лепестков, и действительно, оказалось, что шестой лепесточек виден не полностью, как бы половиночка спрятана. И так было тоже яркое изображение, четкое. Как-то рассматривали Наталью Петровну, в чем она одета, я все описала и говорю, что вижу только один туфель. И действительно, с этого места виден был только один туфель, а не оба.
Как-то тоже отрабатывала изображение вилки целый вечер. На следующий день стала просить компьютер показать ложку, а он показывает вилку. И так настойчиво показывает, что вот - он научился.
Я заметила, что компьютер показывает лучше, когда у него есть желание, настроение, когда эмоциональный подъем. Видно, что он с удовольствием работает, даже как бы с восторгом, такой довольный. И чувствуется, что ему очень нравиться внимание - такой бывает очень радостный".
Статья от 23.12.2014г. "Незрячая художница Лариса Павлова: «Нужно делать не то, что наиболее возможно, а то, к чему стремится душа»
В детстве у петербургской художницы Ларисы Павловой были весьма разносторонние интересы — она занималась музыкой, спортом, рисованием. Но позже осталось только рисование — с 1990-го года Лариса участвует в различных выставках, в 2005-м году вступила в Союз художников России и профессиональный творческий союз «Товарищество «Свободная культура». Итак, Лариса Павлова — одна из немногих незрячих профессиональных художников.
Лариса потеряла зрение в 8 лет. Вскоре она начала заниматься изобразительным творчеством в изостудии под руководством художника и педагога Юрия Нашивочникова, разработавшего несколько методик рисования специально для незрячих людей. Что интересно — до этого изобразительным искусством Лариса не интересовалась, рисованием же занялась, чтобы лучше адаптироваться к окружающему миру. Её занятия поддерживал отец — Владислав Павлов, скончавшийся в этом году.
Недавно в одном из помещений Санкт-Петербургской библиотеки для слепых открылась очередная выставка Ларисы под названием «С любимыми не расставайтесь».
О чём Вас чаще всего спрашивают?
Лариса Павлова: Наверно, чаще всего спрашивают, как я подбираю цвета. А подбираю я их, руководствуясь внутренним импульсом. Появляется желание взять тот или иной цвет или смешать какие-то цвета — на это и ориентируюсь. В детстве я сначала придумывала, потом рисовала, а сейчас я стала сначала рисовать, а потом уже смотреть, что получилось. Главное — с чего-то начать. А когда процесс уже идёт, важно ему не мешать. Вот, например, картина «Сладкая ягода» — я не собиралась её рисовать. У меня просто остался кусочек пластилина, и я дорисовала эту самую ягоду. И только потом поняла, что эта работа символизирует моё тогдашнее эмоциональное состояние.
Вы работаете в нескольких техниках. А их Вы как выбираете? По настроению? Или в разные периоды жизни предпочитали разные техники?
Л. П.: Да, зависит от периода жизни. Например, фольгой я занималась лет в 15-17, а пластилин полюбила ближе к 30-ти годам – когда стала пробовать уже все методики, чтобы рассказать о них другим. Именно тогда я увлеклась пластилином, работой с цветом и сплендер-люксом – процарапыванием на чёрном глянцевом картоне. Всё это очень успокаивающе действует.
Эти методики были уже разработаны до Вас?
Л. П.: Да, я пришла на готовое. Автор этих методик – Юрий Алексеевич Нашивочников, известный русский художник, ему сейчас 92 года. Он рассказывал, что когда-то увидел в журнале «ЮНЕСКО» за 1959-й год фотографии скульптур, созданных незрячими американцами – по его словам, в этих скульптурах было всё, кроме фотографичности. И ему захотелось поучиться рисовать у незрячих. Целых полгода он только добивался разрешения ходить в школу к незрячим детям и заниматься с ними. Потом он придумал все эти методики. Тогда, конечно, не было таких материалов, как сейчас. Например, то, что сейчас рисуют на белой потолочной плитке, тогда рисовали на пенопласте, который крошился… Сейчас-то даже пенопласт другой.
А сегодня какая техника у Вас любимая?
Л. П.: Наверно, пластилин и процарапывание.
Вы ведь в детстве много чем занимались – и спортом, и музыкой. Почему Вы всё-таки предпочли изобразительное искусство?
Л. П.: Это как дар – не то, что выбираешь сам, а то, что даётся. После школы я пошла учиться на массажиста, потом около семи лет проработала в Институте мозга. Позже я по состоянию здоровья перестала работать и стала думать, чем бы мне заняться. Было понятно, что нужно искать не то, что в моей ситуации наиболее возможно, а то, чему будет радоваться душа. И я стала рисовать, потом захотелось и сохранить, и распространить все эти приёмы. Сделали сайт. После первой выставки мой папа, Владислав Максимович, отнёс мои работы на выставку Союза художников. Сначала мы не сказали, что я не вижу – интересно было узнать непредвзятое мнение о картинах. И две мои работы, выполненные пластилином и мелком, отобрали на эту выставку, но потом увидели, что материал какой-то нетипичный. Тогда сказали, что это им не подходит. На выставке мы подошли к председателю секции графики Валерию Георгиевичу Трауготу, который, посмотрев мои работы, сказал, что они выше среднего уровня и стал содействовать моему вступлению в Союз художников. Ну, и там, конечно, когда мы объявили, что я незрячая, народ был в некотором шоке. Когда они увидели сами работы, то страсти поутихли.
Что Вам дало вступление в Союз художников? Ведь в нынешние времена выставки и другие мероприятия достаточно несложно устраивать и без помощи официальных структур.
Л. П.: Нам нужен был статус. Мне важно было таким способом заявить о себе, чтобы показать, что незрячий человек может быть именно художником. Больше нам с папой от Союза художников особенно ничего было не нужно. Несколько раз я участвовала в их ежегодных выставках. Выставки вообще являются стимулом для того, чтобы делать что-то новое. А так – на мастерскую не претендую, работаю дома.
Как Вы понимаете, что работа удалась?
Л. П.: Это какое-то внутреннее ощущение гармонии или дисгармонии. А иногда я и не знаю, насколько она удалась, я папу спрашивала (улыбается – И. Л.). Важно расслабиться, поймать нужное ощущение, и потом уже это ощущение ведёт тебя. Конечно, важны и технические навыки. Юрий Алексеевич объяснял, что красота – это мера контраста, поэтому важно расположение объектов на листе, учил нас чувствовать пространство, композицию. В детстве я всегда мучилась – как придумать сюжет. А потом я перестала об этом думать. Главное – начать рисовать.
Обычный художник учится на работах других художников, мастеров. И у него формируются какие-то предпочтения. А у Вас они есть?
Л. П.: У меня они есть, скорее, в скульптуре. Юрий Алексеевич водил нас в музеи, а также на старые кладбища, где есть интересные, необычные памятники, решётки. Сотрудники Эрмитажа проводили цикл лекций для учащихся нашей студии и то, что потрогать можно, разрешали потрогать, а про то, что трогать нельзя, рассказывали, стараясь адаптироваться под наше восприятие. В своё время на меня очень большое впечатление произвела книга Ирвинга Стоуна «Муки и радости» про Микеланджело Буанаротти, с тех пор Микеланджело – мой любимый скульптор. И для меня было огромной радостью, когда в Эрмитаже одна из лекций была посвящена Микеланджело.
Опыт, которым могут воспользоваться незрячие художники, где-то изложен?
Л. П.: Да. Мой папа написал две книги, из которых издана пока только одна – «Палитра души». На моем сайте есть описание методик, в том числе и видеозаписи. На том же сайте выложены репродукции не только моих работ, но и работ других незрячих художников, например, Тамары Куренковой, Андрея Савочкина. Скоро должна выйти книга Юрия Алексеевича Нашивочникова. Ещё у нас каждую неделю по скайпу проходит конференция на тему рукоделия — её участники живут в разных городах. В основном это тотально незрячие люди, с остатком зрения у нас там единицы.
Это востребовано?
Л. П.: Как Вам сказать… Пока детки ещё маленькие, их родители хватаются за всё, что находят. А потом уже они несколько расслабляются, когда видят, что ребёнок учится, занимается музыкой, другими вещами, что жизнь входит в какое-то нормальное русло, и к рисованию интереса становится меньше. Есть студия на улице Гатчинской, но там больше занимаются лепкой. Сама я леплю мало, под настроение, от случая к случаю. Мне кажется, что всплеск интереса к рисованию у незрячих людей – дело будущего.
Вы свободно себя чувствуете в выборе материала?
Л. П.: Нет, я достаточно капризна. Вот, например, бисером я не очень люблю заниматься — от одной мысли, что надо сделать много одинаковых элементов, впадаю в тоску (улыбается — И. Л.). Но зато мне очень нравится валяние из шерсти. А если говорить о картинах, то больше всего мне нравится пластилин.
Рисование для Вас — прежде всего арт-терапия или творчество в чистом виде?
Л. П.: Думаю, и то, и другое. Потому, что если внутри что-то беспокоит, самое простое — заняться рисованием или валянием: просто уходишь в творчество и отключаешься от окружающего мира, а когда выходишь из этого состояния, понимаешь, что твоё состояние кардинально изменилось."
Вот так...